Карельские туры и походы

Страница 460 из публикации «Село «Видана»

производит сборы с прихожан: печёным хлебом — обычно в дванадесятые и «часовенные» праздники, зерном (рожь и овес), льном, шерстью, картофелем и репой — осенью (так называемая «осéнщина»), маслом и яйцами — в Великом посте и пред Петровым днем – 29 июня (так называемая «петрóвщина»). Определенных постановлений среди крестьян относительно количества подаяний духовенству натурою в Виданском приходе не существует: каждый прихожанин дает сколько может, обычно священнику несколько больше, чем псаломщику. Сборы производят: редко «батюшка» и «дьячек», чаще — «матушка-попадья» и «дьячиха», осенью ходя за «осéнщиной», а в Петровом посте за «петрóвщиной».

В 1-ой версте от Виданского погоста, вверх по реке Шуе, на левом берегу её, расположена деревня Кузьминская1, по просту Верховье. В старину эта деревня называлась «Отинково». «Деревня на Видане Отинково Куземьки Михайлова на реке Шуе», значится в писцовых книгах за 1628‒29 гг.6 При деревне Верховье находится очень ветхая часовня в честь Преображения Господня2. Рядом с часовней, под срубом, — большой деревянный очень старый крест3, сделанный по образцу древних крестов, т.е. с копием и тростию, с головой Адама и проч. Внизу на кресте вырезан год его устройства — 1732-ой.

В трех верстах от погоста, вниз по течению реки Шуи, находится деревня Нижняя Видана4. При ней ‒ часовня в честь Казанской Божией Матери5. Против Нижней Виданы, через реку, находятся пожни, называемыя по корельски «стáрчан нийтут», т.е. пожни старцев. Только это название и напоминает в настоящее время в Виданском приходе о том, что как «волостка» Видана, так и прилегавшие к ней деревни по реке Шуе вместе с другими деревнями (около 32-х) Шуйского погоста были в старину в XVII столетии «вотчиной Спаса Хутыня монастыря»7…

Религиозно-нравственное состояние современных виданцев нельзя признать стоящим на высоком уровне. Правда, между ними нет грубых суеверий, не замечается и особенных пороков, но близость Виданы к губернскому городу (23 или 24 версты) отражается среди женщин в большой склонности к нарядам и франтовству, а в мужчинах к картёжной игре и пьянству. Впрочем, надо заметить, что в последнее время, благодаря влиянию церковно-приходской школы6, уже в течении почти 20 лет (основана в 1881 г.) существующей здесь, религиозно-нравственное состояние виданцев заметно улучшилось: во-первых, под влиянием школы усилилось усердие крестьян ко храму Божию, так что в воскресные и праздничные дни он переполнен богомольцами, во-вторых, школа содействовала смягчению нравов, что видно из того, что кулачные бои молодежи, составлявшие прежде

Все страницы

 
Использование материалов сайта разрешено исключительно с письменного разрешения правообладателя. Если явно не указано иного, автором является Дмитрий Nachtvolk Васильев
© -, Дмитрий Васильев