Карельские туры и походы

Страница 458 из публикации «Село «Видана»

Преосвященного Назария, особенно заботящегося об улучшении иконописи в наших храмах и положившего начало урокам церковной живописи в духовной семинарии — в видах подготовления сведущих в иконописи пастырей.

Против погоста, на правом берегу реки Шуи, расположена деревня Антушевская1, по-просту Зарека. При ней на полуострове, образуемом крутым изгибом реки, в роще2 из вековых елей и сосен находится большая и богато украшенная деревянная часовня3 со звонницей — во имя Св. и Чуд. Николая. Виданские крестьяне весьма усердно чтут память святого Николая, признавая его своим небесным покровителем и защитником. Он великий угодник Божий оберегает их дома, поля и стада в летнее время. К имени святого Николая крестьяне приурочивают свои благочестивые верования и предания. Против часовни в честь Святителя, на противоположном берегу реки, они любят указывать камень4 с углублением на нем весьма похожим на отпечаток человеческой ступни. По рассказам крестьян, ‒ это отпечаток ноги святого Николая, будто бы ходившего по их полям и возвращавшегося с той стороны реки на берег, где находится часовня. Одною ногою святой Николай, — говорят крестьяне, ступил на камень, на котором и находится след, похожий на ступню, а другой перешагнул реку и вошел в часовню. Полуостров, на котором находится часовня, покрыт, как сказано, большими елями и соснами. В весеннее время, с началом ледохода в реке, вода со всех сторон окружает рощу, превращая местность в настоящий остров; но при этом вода и льдины, заграждаемые деревьями, никогда не достигают часовни. Факт этот крестьяне тоже относят к святому Николаю, не допускающему воды и льда к часовне, устроенной в честь его святого имени. — Часовня в честь святого Николая высоко чтится не только местным населением, но и крестьянами других приходов, например, Шуйского, и многими из петрозаводских жителей, часто сюда приезжающих или приходящих пешком — особенно летом — помолиться пред иконой святого угодника Божия.

Рядом с часовней святого Николая стоит старинный крест под срубом5. По рассказам старожилов, под ним похоронен какой-то старец, много лет тому назад подвизавшийся на полуострове. Можно думать, что это расколоучитель ХѴII столетия Евфимий «дивный», предсказавший, как повествует «История об отцех и страдальцех соловецких», «нанесение леда великаго на Виданскую волость»3. Предсказание это, выдаваемое раскольническим историографом в смысле пророчества, может быть объяснено чисто естественным образом: и в настоящее время, судя по быстроте таяния снега и льда весной, крестьяне заранее определяют силу ледохода и предугадывают его последствия. Память об Евфимие и его

3См. издание 1788 г., Супральской типографии, стр. 107-109

Все страницы

 
Использование материалов сайта разрешено исключительно с письменного разрешения правообладателя. Если явно не указано иного, автором является Дмитрий Nachtvolk Васильев
© -, Дмитрий Васильев