Карельские туры и походы

Страница 459 из публикации «Село «Видана»

аскетических подвигах теперь заметно слабеет среди крестьян, — и смутно говорят о нем только некоторые старожилы.

В роще1, окружающей часовню святого Николая2, виданцы исстари довольно оригинальным образом совершают празднование дня святого пророка Илии 21 июля. В этот день или следующее за ним воскресенье, если 21 число случится на неделе, к часовне святого Николая приводят быков и баранов. Священник, по просьбе крестьян, служит в часовне молебен святому пророку Илии. После молебна, бараны и быки, за исключением одного, продаются, причем вырученные от продажи деньги жертвуются в часовню, а оставленный баран или бык тут же в роще закалывается, варится в большом котле и сообща съедается. Такой обычай существует во многих приходах Олонецкой епархии, например, Салменижском, петрозаводского уезда, Ведлозерском, олонецкого, — в каргопольском уезде и других.4 Трудно сказать, на каких основаниях зиждется этот странный обычай, лежит ли в основе его повествование Библии о чудесном жертвоприношении пророка Илии, низведшего с неба огонь на политый водою жертвенник, или же это остаток языческих верований? Думается, что в данном случае приходится иметь дело именно с смесью библейского повествования с народными представлениями о пророке Илии, как распорядителе небесным громом. Заклание барана, надо полагать, является как бы просительною жертвою пророку Илии, чтобы он сохранил от молниеносных ударов скот и жилища крестьян.

Особенным образом празднуется виданскими крестьянами и день святого Георгия Победоносца 23-го апреля. За неделю и раньше пред этим днем церковный сторож, по просьбе крестьян, обходит погост и прилегающие к нему деревни, собирая в домах ржаную муку. Из неё печет хлебы и варит квас. В Георгиев день, до выгона скота в поле, крестьяне собираются в церковь, куда приносятся хлебы и ушат с квасом, священник служит молебен, а затем прихожане делят между собою хлеб и едят его, запивая квасом. Остатки хлеба и кваса уносятся по домам. Обычай этот, с каждым годом реже и реже совершаемый крестьянами, является, вероятно, остатком тех тесных отношений между храмом, церковным

причтом и прихожанами, которые существовали в древнерусском приходе и выражались, между прочим, в общих трапезах, совершаемых при церквах. В современной приходской жизни Виданы существует и другой обычай, сохранившийся от древнерусского прихода.5 И в настоящее время здесь духовенство, взамен земельного надела, получает от прихожан так называемую «ругу», т. е.

4См. более подробное описание «Ильин день в с. Видане», 1891 г. «Олонецкие Губернские Ведомости», № 603 статья Н. Митропольского4; также ‒ «Олонецкие Губернские Ведомости» за 1889 г. № 55; «Баранье Воскресенье» — праздник в Каргопольском уезде, «Олонецкие Губернские Ведомости» 1888 № 79.

5О древнерусском приходе см. статью в «Церковных Ведомостях» за 1900 г. №№ 15‒16, 8-го апреля.

Все страницы

 
Использование материалов сайта разрешено исключительно с письменного разрешения правообладателя. Если явно не указано иного, автором является Дмитрий Nachtvolk Васильев
© -, Дмитрий Васильев