Карельские туры и походы

Страница 610 в ОГВ №60 от 07.08.1891

Ильин день в селении Виданы (Петрозаводского уезда)

21-го числа июля мы были свидетелями странного обычая, отзывающегося глубокой древностью. Дело происходило в 23 – 24-х верстах от г. Петрозаводска, в Виданском приходе, где на погосте, в полуверсте от церкви, есть часовня с иконой Святителя и Чудотворца Николая, – иконой, очень почитаемой окрестным населением. Многие из жителей Петрозаводска, особенно женщины, совершают «хождения» и поездки на Видану, чтобы отслужить молебен пред этой иконой. Чаще же всего устраиваются такие паломничества летом. И в настоящий раз городских богомольцев собралось человек до 20-ти. Многие, конечно, слышали от крестьян об описываемом обычае и потому, после обедни, поспешили к роще, в которой стоит часовня. Там уже был разведён огонь. Около него лежало несколько мужиков, кругом бегали мальчишки, поодаль, на свалившемся дереве, сидели бабы и молодые девушки. Все ждали, когда будет готова варившаяся в довольно большом котле печень («макса») барана, пожертвованная одним из крестьян пророку Илье. Этот баран тут же, в роще, был, как видно, и зарезан. На одном из деревьев висела его голова, ноги и шкура, на других – разрезанное на несколько кусков мясо.

Мы вошли в часовню, начался молебен. Уже к концу его внесли в часовню деревянное блюдо с разрезанной на небольшие куски печенью и хотели было поставить на тот же стол, на котором лежали крест и Евангелие, но священник отстранил, указав на стоявший в стороне небольшой столик. После молебна присутствовавшие быстро расхватали куски печени и тут же съели. Предлагали и нам, но мы отказались.

По выходе из часовни, мы стали расспрашивать крестьян о происхождении и значении этого странного обычая. На первый вопрос отвечали, что начала описанного обычая не помнят ни отцы, ни деды, что оно восходит к глубокой древности. При втором же вопросе указывали на то, что св. пророк Илия считается (по крайней мере у них) покровителем домашнего скота. Ввиду этого, 20-го июля, в день памяти св. пророка Илии, и убивается в честь его иногда баран, иногда – бык (в тот же день, 21 июля, привел один крестьянин быка и убил около часовни); бывает их иногда по нескольку. Обыкновенно, вся эта процедура совершается 20-го июля; теперь же была отложена на 21-е число потому, что 20-го не было дома церковного причта: священник и псаломщик уходили по обязанностям службы в другую деревню.

С мясом убитой скотины поступают таким образом. Обыкновенно – голова, ноги и шкура быка или барана поступают во владение жертвователя, грудь дается церковному причту, а остатки продаются, и деньги идут в часовню Николая Чудотворца. Варится, как было сказано, только одна печень.

Таков обычай. Оказывается, что он в такой или иной форме распространен почти по всей нашей губернии и даже захватывает смежные с Олонецкой части Архангельской губернии (только там, как кажется, вместо быка или барана, фигурирует олень). Читателям «Губернских Ведомостей» должно быть известно описание указаннаго обычая в Ладвинском приходе, Петрозаводского уезда («Губернские Ведомости» 1890 г. № 83, стр. 840; также 1872 г. № 88 – в деревне Таржеполе). Празднование Ильина дня в Шилде, Вытегорскаго уезда, довольно подробно описано в № 64 «Губернских Ведомостей» за 1873 г. Нужно заметить, что в Вытегорском уезде описываемый обычай нередко соединяется в некоторых местах с праздником Успения Пресвятой Богородицы (15-го августа) и Рождества Богородицы (8-го сентября).

В Каргопольском уезде, по описанию Докучаева-Баскова, это «баранье воскресенье» в Луговском приходе празднуется следующим образом. «Дня за два – за три до праздника, часовенный староста собирает у домохозяев деревни Мартемьяновской подаяние деньгами и вещами; последния, посредством продажи, превращаются также в деньги и на них покупается лучшй баран. В первое после 29 июня воскресенье, по окончании утрени, духовенство идет «с крестами» на Архангельский почтовый тракт, находящийся на восточной стороне, саженях в 100 от храма. Прямо против дороги, идущей от храма на тракт, построена небольшая тесовая часовенка. Здесь-то, между воротами, закрывающими вход на дорогу к храму, и часовней, посреди почтовика, устанавливается крестный ход с богомольцами и служится водосвятный молебен. К концу его подгоняют пастухи из деревни Мартемьяновской скот, прежде всего коней… Священник кропит их святой водой. За лошадьми следуют коровы, за коровами – овцы. Когда окроплены и овцы, крестный ход возвращается обратно в храм, в коем тотчас начинается обедня, но народу почти не бывает, так как взрослые занимаются в это время приготовлением барана, т.е. режут его, снимают шкуру, потрошат, варят в большом котле; подростки же на все это смотрятъ… После обедни снова совершается крестный ход к часовне во имя Чудотворца Николая… В ходе, между прочим, несут местночтимые образы Владимирской Божией Матери и Николая Чудотворца… Участвует, сравнительно, значительное число богомольцев, старающихся пройти под

Все страницы

 
Использование материалов сайта разрешено исключительно с письменного разрешения правообладателя. Если явно не указано иного, автором является Дмитрий Nachtvolk Васильев
© -, Дмитрий Васильев