Карельские туры и походы

Страница 157 в ОГВ №41 от 19.10.1863

Воспоминания о набегах финнов на пограничные с Финляндией поселения Повенецкого уезда и о последней Шведской войне сохранились в Реболах1, Янгозере, Семчезере2 и Паданах3. В первых двух приходах заметны места, где были во время войны укрепления или редуты.

В Реболах4 прежде были в большом употреблении песни о битвах русских со шведами. Теперь сохранился следующий остаток одной из таких песен, записанный в таком виде, как Корелы поют её на русском языке.


Как шведской война поднялось,
Много штурму сделалось (2),
Много силы собралось (2),
А русской силы очень мало.
Генерал наш удала,
По фамилии Увалоу,
Вдоль по армеи гуляу,
Брава, лоуна похвалау.
.....
.....
Нарядиушися купцом
Увалоу съехау гостем
Ко шведскому королю
К удалому Мотылю.
Мотылек, король шведской,
Выступаючи со свитой,
Увалова принимау,
Свою речь таку держау:
«Здраствуй, здраствуй ты купец,
Ты, купеческий сынок.
Я у вас-то знаю всех - 
Генералоу и офицероу,
Да не знаю одного
Увалова молодца.
Сколько хошь казны берите,
Увалова укажите».
- Не зачем казну терять - 
Можно даром показать.
Ах, ворона ты, ворона,
Прощай, шведская корона,
Несъумею ловить
Увалова погубить!

Набеги финнов на приграничные селения, во времена отдаленные, отличались разбоем. Финны огромными толпами нападали на деревни, изрыгали страшную хулу на каждую святыню, мучили и умерщвляли жителей, грабили их пожитки и разоряли жилища. Крестьяне с семействами, оставляя свои деревни, бежали в непроходимые северные леса и селились там, пока новый набег не открывал и этих новых поселков.

Однажды с высокого холма близ деревни Муезера (в 50 верстах от Ребольского погоста), финские разбойники увидали часовню святого Николая (которая существует и теперь). В ней находился чудотворный старинный образ угодника, который особенно почитается и ныне окрестными поселянами. С бранью на икону и с криками: «Недолго ты постоишь здесь» разбойники бросились разорить часовню, но святитель не допустил до молитвенницы и всех их превратил в камни, которые до сих пор на этом месте бросаются каждому в глаза.

В деревне Поросозере5 был когда-то крестьянин бойкий и сильный - главный из его потомков и ныне называется королём. Он много раз бил шведов. Однажды толпа их из 12 человек явилась в Поросозеро отыскивать крестьянина-силача, который, не теряя присутствия духа, сам явился перед толпой и говорит: «Я знаю и укажу вам его; вы поезжайте на лодке, я же пойду по берегу пешком; когда схвачу его, то и позову вас». Крестьянин отправился по берегу к известной ему крутой скале, где глубина воды достигала 3 саженей. Здесь он остановился и кликнул шведов, ехавших в лодке; но лишь только они причалили к берегу, наш мужик схватил лодку за нос и опрокинул её; некоторые из шведов тотчас утонули, других он послал ко дну ударами аншпуга. С того времени скала эта называется Шведским камнем.

Шведы часто приезжали к Янгозеру, на лодках, но каждый раз, по молитвам святого пророка Илии, делался туман, и они должны были возвращаться домой, без всякого успеха.

С своей стороны, Повенецкие Корелы тоже производили набеги и грабежи в малолюдных пограничных поселениях Финляндии.

Рассказы о последней Шведской войне (1788-1790) в Реболах6 и Янгозере подтверждаются остатками бывших здесь укреплений.

За полями Ребольского погоста, в двух местах, видны земляные валы, довольно значительной высоты и длины, на которых были расположены батареи русских войск. Здесь стоял тогда какой-то полк для охранения от шведов, но военных действий не было. Говорят, что финны делали набеги в некоторые места, убивали людей и жгли селения, развалины которых видны до ныне. От этого времени остались здесь пушки и ядра, а также значительное число топоров, лопат, котлов и других принадлежностей военного обоза, но всё это было расхищено местными жителями.

В Янгозерском приходе также стояли в это время войска и возведены были укрепления; насыпи, рвы и остатки деревянных стен видны до ныне, близ Янгозерской церкви, на гористом месте, окружённом с трёх сторон водой. По словам старожилов, здесь была небольшая крепость с маяком, вооруженная пушками; пороховой магазин впоследствии обращён в амбар, который до сих пор ещё крепок. Всё это место до сих пор называется лихнак мяги - городская гора. Близ деревни Янгозера, в лесу, стояла пехота лагерем, в количестве 500 солдат, а конница была расположена в 6 верстах от Янгозера в месте, называемом Тедри Суо, где находится большая часть сенокосов. Войска под начальством командира Уварова стояли здесь три года (1788-1790). Второй лагерь, тоже в числе 500 человек, в Кудамагубе. В метрических книгах за эти годы, в числе прочих, записан умершим егерских и башкирских войск начальник полковник Дмитрий Андреевич Гранкин; тело его было предано земле с воинскими почестями на янгозерском кладбище и над могилой поставлен каменный крест, до ныне сохранившийся. Надобно думать, что часть войска составляло местное ополчение; в метриках показаны умершие: Селецкой сотни стрелок, Кудамагубского кордона стрелок и т.п. Всех умерших в 1789 году в лигозерских метриках записано 100мужского и 95 женского пола душ, тогда как в прежнее время годовая цифра смертности не превосходила 30 душ обоего пола. Трёхлетнее пребывание войск в Янгозере дорого стоило крестьянам: после 1790 года у здешних мужиков осталось только 2 лошади, потому что все пожни были выкормлены военным лошадям.

Все страницы

 
Использование материалов сайта разрешено исключительно с письменного разрешения правообладателя. Если явно не указано иного, автором является Дмитрий Nachtvolk Васильев
© -, Дмитрий Васильев