Страница 611 в ОГВ №60 от 07.08.1891
этими изображениями… В часовне служится молебен и крестный ход возвращается в храм… Крестьяне же, предварительно запасшись каждый своей ложкой, начинают на улице есть заветнаго барана… Празднование установлено вследствие падежа на скот и, по всей вероятности, не менее, если не более, как 100 лет назад; по крайней мере, 80-летние старики не знают о его возникновении» («Церковный Вестник» 1890 г. № 16, стр. 283).
В Ведлозерском приходе, Олонецкаго уезда, в Ильин день каждый год пригоняют по нескольку быков. Только здесь их не варят. Обыкновенно, один из быков на другой день убивается, мясо делится между членами причта; а прочие быки продаются, и деньги поступают в церковь.
Обычай этот существует также в Лодейнопольском (Сяргозеро) и Пудожском (Отовозеро?) уездах.
Различно говорят крестьяне о возникновении указанного обычая. Здесь указывают на падеж скота (Луговской приход Каргопольского уезда), там – на истребление скота медведем (Ладвинский приход – «Губернские Ведомости» 1890 г. № 83), в ином месте даже вовсе не указывают частного случая, послужившего поводом к появлению такого торжества, а говорят, что Илья-пророк, мол, есть покровитель скота и т.д. Можно полагать, что все подобные рассказы появились в недавнее, сравнительно, время и могут быть рассматриваемы как оправдание обычая, который поражает всякого своей странностью. Деревенские старики говорят, что они не помнят, когда он возник, что он был еще гораздо раньше их и т.п. Да и трудно представить, чтобы от различных причин могло произойти одно и тоже следствие, ‒ мог возникнуть один и тот же обычай, притом на довольно обширном пространстве. Положим, во всех почти рассказах, так или иначе, фигурирует скот; а по наблюдению стариков, в период времени от 20 июля до 15 августа он чаще всего подвергается нападениям медведей. Но это объяснит только, почему с указанными днями чаще всего соединяется обычай, форма же его останется непонятной. В самом деле, отчего народ не ограничивается одним молебном святому пророку Илие, но непременно считает необходимым «пролить кровь» животного (как выражаются в Виданском приходе), да еще у часовни или церкви? Нельзя ли найти объяснения этого в народных представлениях о святом пророке Илие, который пользуется у крестьян особенным уважением, так что считается за грех заниматься полевыми работами не только в день его памяти (20 июля), но даже в последнюю (так называемую Ильинскую) пятницу перед 20 июля. Народ убежден, что гром происходит от колесницы Илииной, на которой пророк разъезжает по небу, и что в его же власти находится молния. Об этом свидетельствует то, что сено, собранное в «Ильинскую пятницу» (не говоря уже про праздник), по народному верованию, непременно будет сожжено молнией, в наказание за непочтение к пророку. (И странное дело: один из священников Вытегорскаго уезда говорил, что с ним был подобный случай!)
Указывая на все это, предоставляю людям более меня компетентным в данном случае, решить, не есть ли описанный обычай остаток жертв, приносившихся некогда язычниками богу грома и молнии и перешедших в христианстве к святому пророку Илие, который в народном представлении получил атрибуты древнего Перуна.
П. М.